Введение.
Изучение раздела имеет важное значение для формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, что обусловлено тем, что содержание его убеждает учащихся в материальности окружающего нас мира, в диалектическом характере познания, дает конкретные иллюстрации закона перехода постепенных количественных изменении в коренные качественные. Изучение свойств вещества в различных агрегатных состояниях, условий, при которых осуществляется переход из одного состояния в другое, важно для политехнического образования школьников, их подготовки к практической деятельности в сфере материального производства.
Рассматриваемый раздел является одним из наиболее сложных в методическом отношении. До сих пор отсутствует единое мнение о его структуре, о последовательности изучения тем. И в настоящее время дискутируется вопрос о том, с чего начинать изучение данного раздела: с молекулярно-кинетической теории строения вещества, объясняющей явления на основе понятий о движении и взаимодействии молекул, или с феноменологической теории — термодинамики, дающей объяснение явлений на макроскопическом уровне.
Нет единого мнения о структуре и содержании тем, в задачу которых входит ознакомление учащихся со строением и свойствами вещества в различных его агрегатных состояниях. В соответствии с ныне действующей программой по физике изучение раздела начинается с изучения основ молекулярно-кинетической теории, затем изучаются тепловые явления и газовые законы, молекулярно-кинетическая теория идеального газа, вопросы термодинамики, после чего рассматриваются свойства газов, жидкостей и твердых тел, их взаимные превращения.
Структура раздела «Молекулярная
1. Основы молекулярно-кинетической теории 5 ч
2. Тепловые явления. Газовые законы 11 ч
3. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа 6 ч
4. Первый закон термодинамики 8 ч
5. Взаимные превращения жидкостей и газов. Свойства паров 5 ч
6. Свойства жидкостей и твердых тел. Взаимные превращения жидкостей и твердых тел 12 ч
При изучении раздела нужно иметь в виду, что со многими понятиями, формируемыми в процессе его изучения, учащиеся уже встречались ранее в курсах физики VI—VII классов и в курсе химии VII класса. К ним относятся понятия: «молекула», «температура», «количество теплоты», «удельная теплоемкость вещества», «внутренняя энергия тела», «теплообмен» и др. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы не дублировать то, что изучалось ранее, а развивать и углублять эти знания.
В процессе изучения раздела учащиеся должны овладеть целым рядом умений и навыков практического характера: научиться измерять температуру тел, атмосферное давление (барометром-анероидом), давление газа (с помощью манометра), рассчитывать количество теплоты, читать и строить графики зависимостей между основными параметрами, характеризующими состояние газа, решать задачи на расчет давления, объема и температуры идеального газа на основе уравнений состояния газа.